Anonim so`rov

Bu saytni borligini qayerdan bildingiz?

Новая модель переподготовки вузовских кадров заработает уже с этой осени

Узбекистан, Ташкент, 12news.uz - Важным событием для всех отечественных вузов стал Указ Президента Узбекистана «О мерах  по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений». Его принятие - еще один большой шаг на пути улучшения всей системы подготовки специалистов новой формации.

Еще в принятом на заре независимости Законе «Об образовании» были прописаны широкие возможности для дальнейшего профессионального развития, углубления и обновления знаний и навыков специалистов. В Национальной программе по подготовке кадров одним из ключевых направлений реформ обозначено создание гибкой системы опережающего повышения квалификации и переподготовки педагогов предусматривающей поддержание их профессиональных качеств на конкурентоспособном уровне, высокое качество и стабильное развитие сферы. ПО всей стране была развернута сеть факультетов повышения квалификации.

С 2003 года стал действовать Фонд Президента Республики Узбекистан «Истеъдод» по повышению квалификации перспективных молодых педагогов и научных кадров. Он был создан указом главы государства для активного участия в повышении интеллектуального уровня, развития таланта достигших определенных  успехов одаренных наставников и исследователей в передовых иностранных учреждениях, углубления их знаний по приоритетным направлениям стабильного развития Узбекистана. При нем открыт Центр дистанционного обучения, что позволило открыть совместные курсы с крупнейшими вузами США, Великобритании, России и других государств. Только за первые десять лет работы благодаря фонду повысили квалификацию свыше 10 тысяч специалистов.

            Следующий этап модернизации системы наступил после выхода постановления Президента Узбекистана «О мерах по укреплению материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов» от 20 мая 2011 года. Оно охватило все приоритеты развития, в том числе совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров, их материального стимулирования. Были обновлены учебные программы, усовершенствована  система приемов специалистов на работу, оплаты их труда и поощрения отличившихся. Также существенно увеличено количество стажировок молодых перспективных наставников в ведущих зарубежных научных и образовательных заведениях. По данным Минвуза, в 2011-2014 учебных годах квалификацию повысили 20215 штатных педагогов. За этот период стабильно росло число тех, кто стажировался за рубежом: в первый учебный год 394 человека, второй-499, а в прошлом – уже 532.

 В рамках выполнения документа было принято постановление Кабинета Министров страны «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров высших образовательных учреждений» от 26 сентября 2012 года. Оно полностью преобразило структуру этой сферы. Вместо более сорока профильных учреждений и факультетов организовали пять региональных и десять отраслевых центров. Первые созданы при ведущих университетах – Каракалпакском, Бухарском, Самаркандском, Ферганском и Национальном.  Они работают  по ключевым областям образования: социально-гуманитарным, точным и естественным наукам. Вторые, открытые лишь при столичных вузах, охватили конкретные направления: экономику, технику, аграрную сферу, педагогику, медицину, ИТ, искусство, физкультуру, архитектуру и строительство. Это позволило усилить узкоспециализированную часть курсов.

У системы, наконец, появилось ведущее учреждение- Головной научно-методический центр организации переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров системы высшего образования при Министерстве высшего и среднего  специального образования. Он не только разрабатывает на основе национального и мирового опыта соответствующие программы, учебно-методические  и нормативные материалы, но и координирует коллег, проводит системный анализ всей сферы. Важным достижением стало внедрение электронной системы мониторинга качества работы преподавателей и их цифрового портфолио, что позволяет отслеживать посещаемость, успеваемость слушателей и их последующую работу над собой.

Содержание занятий критически пересмотрели. На курсах больше внимания стали уделять развитию специалистов в соответствии с мировыми требованиями и их практическим навыкам. К примеру, появились новые модули по электронной педагогике и проектированию личного информационного пространства – скажем, сайтов наставников. В результате они активнее начали использовать на парах со студентами самые передовые технологии.

Теперь же настал черед дальнейших позитивных изменений. Подписанный 12 июня этого года указ главы государства «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации, руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений» нацелен на кардинальное повышение качества работы в этом направлении. В виде базовых определены полтора десятка ведущих вузов, при которых действуют научные советы по присуждению ученой степени доктора наук по ряду направлений.

На организуемых при них курсах руководители и педагоги вузов должны будут повышать знания в течение двух месяцев с отрывом от основной работы минимум раз в три года. Они станут усиленно изучать положения законодательства, теоретические и практические достижения своей области науки, современной педагогики и ИКТ, а также иностранные языки. Те, кто успешно окончит курсы, получат соответствующие аттестаты и преимущество при прохождении конкурсов на занятие профильных должностей, а остальные лишатся права трудиться в высшей школе.

Новая модель заработает уже с этой осени. До того предстоит  полностью модернизировать квалификационные требования, учебные планы и программы, сформировать необходимую материально-техническую базу, подобрать для ведения занятий подходящих специалистов, в том числе членов научных советов и иностранных педагогов. О большом внимании к теме говорить то, что координировать работу будет Межведомственная комиссия при Кабинете Министров Узбекистана. Все это позволяет утверждать: вузы получат серьезный дополнительный импульс к развитию, педагоги - к самосовершенствованию. А если продолжится формирование здоровой конкурентной среды, то в выигрыше окажутся все, и прежде всего студенты - будущее поколение профессионалов.

 

Рамиль Исламов, «Правда Востока»